Экономист-менеджер – это
специалист, который обеспечивает рациональное управление экономикой,
производством и социальным развитием предприятий всех организационно-правовых
форм с учетом отраслевой специфики, техники, технологии, организации
производства, эффективного природопользования на должностях, требующих базового
высшего экономического или инженерно-экономического образования.
История профессии
Раньше никто всерьёз
не задумывался над мотивацией персонала, никто не анализировал трудовые
показатели. Данная профессия на рынке труда появилась сравнительно недавно и в
90-х годах приобрела популярность на Западе. В нашей стране специалистов такого
профиля готовят около 10 лет.…
Социальная значимость профессии в обществе
Экономист-менеджер —
одна из самых востребованных профессий на сегодняшний день. Такой специалист
нужен во многих сферах бизнеса — торговля, производство и другие. Он может
работать не только за соседним столом с бухгалтером, также в маркетинговом или
плановом отделе. Спрос на экономистов-менеджеров вызван тем, что они имеют
инженерную подготовку, а без технических знаний в производстве, например, не
обойтись.
Содержание труда
Решает задачи, связанные
с планированием, организацией и анализом хозяйственной деятельности предприятий
и учреждений, организацией труда работников на производстве. В ходе этой работы
проверяет оформление отчетности по отдельным видам бухгалтерского учета,
выполняет технико-экономические расчеты по планированию,
материально-техническому снабжению, сбыту, материальным и трудовым затратам.
Экономист-менеджер осуществляет оперативный учет выполнения работ и контроль
расчетов с заказчиками, составляет и при необходимости разрабатывает документы
периодической отчетности. Осуществляет временное управление предприятиями и
организациями, оказавшимися в критической ситуации, например, объявленных
банкротами. Проводит анализ и прогнозирование деятельности предприятий,
экспертную оценку их стоимости. Осуществляет реструктуризацию собственности,
оздоровление и реорганизацию предприятий.
Должен знать
Основы маркетинга,
теорию менеджмента, макро- и микроэкономики, делового администрирования,
финансового дела. Порядок разработки нормативов материальных трудовых и
финансовых затрат. Методы экономического анализа и учета показателей
деятельности агрегатного производства. Методы определения экономической
эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских
предложений и изобретений. Методы и средства проведения вычислительных работ.
Правила оформления материалов для заключения договоров. Теорию и практику
работы с персоналом, этику делового общения.
Доминирующие виды деятельности
- создание предприятия и организация его
деятельности;
- разработка маркетинговой политики;
- определение конкурентоспособности предприятия;
- расчет наиболее важных для предприятия налогов;
- планирование внешнеэкономической деятельности
предприятия;
- проведение анализа финансово-хозяйственной
деятельности предприятия;
- разработка финансового плана предприятия и
прогнозирование поступления финансовых средств;
- разработка перспективных и текущих планов
предприятия;
- разработка бизнес-планов конкретных проектов;
- составление калькуляции стоимости услуг;
- разработка организационно-управленческой
структуры предприятия, положения о подразделениях, должностных инструкций;
- сбор, обработка, оценка первичной экономической
информации;
- анализ учетной и отчетной информации с целью
принятия хозяйственных решений и получения оценки эффективности
функционирования объектов предприятия;
- организация работы по учету наличия и движения
капитала, определению результатов хозяйственно-финансовой деятельности
предприятия;
- аудит основных хозяйственных операций;
- управление инвестиционными потоками в области
недвижимости;
- правовое сопровождение сделок с недвижимостью.
Способности:
- хорошо развитые аналитические способности;
- развитое логическое мышления;
- стратегическое мышление;
- умение работать со статистическими данными;
- умение систематизировать большой объём
информации, составлять сводки и отчёты;
- умение анализировать текущую информацию и делать
прогнозы;
- коммуникабельность, умение работать в команде;
- организаторские способности (способность
руководить);
- способность диалектически мыслить и отстаивать
свою точку зрения;
- способность управлять собой;
- высокая способность влиять на окружающих;
- способность формировать и развивать эффективные
рабочие группы;
- способность решать проблемные ситуации в короткие
сроки;
- способность порождать новые идеи;
- междисциплинарный подход при решении проблем.
Личностные качества, интересы и склонности:
- независимость, лидерство, энергичность;
- способность к риску, стрессоустойчивость;
- умение прогнозировать, предвидеть ситуацию;
- уверенность в себе, в принимаемых решениях;
- четкие личные цели (знает, чего хочет от своей
работы);
- умение подчиняться требованиям, нормам
организации;
- готовность к постоянному профессиональному,
культурному и физическому самосовершенствованию.
Профессионально важные качества:
- организаторские способности;
- высокая стрессоустойчивость;
- оперативное мышление;
- способность перерабатывать большие объемы
различной информации;
- целостное восприятие;
- высокая уверенность в себе;
- энергичность;
- целеустремленность;
- выносливость.