Экономист-менеджер

Экономист-менеджер – это специалист, который обеспечивает рациональное управление экономикой, производством и социальным развитием предприятий всех организационно-правовых форм с учетом отраслевой специфики, техники, технологии, организации производства, эффективного природопользования на должностях, требующих базового высшего экономического или инженерно-экономического образования.

История профессии
Раньше никто всерьёз не задумывался над мотивацией персонала, никто не анализировал трудовые показатели. Данная профессия на рынке труда появилась сравнительно недавно и в 90-х годах приобрела популярность на Западе. В нашей стране специалистов такого профиля готовят около 10 лет.…

Социальная значимость профессии в обществе
Экономист-менеджер — одна из самых востребованных профессий на сегодняшний день. Такой специалист нужен во многих сферах бизнеса — торговля, производство и другие. Он может работать не только за соседним столом с бухгалтером, также в маркетинговом или плановом отделе. Спрос на экономистов-менеджеров вызван тем, что они имеют инженерную подготовку, а без технических знаний в производстве, например, не обойтись.

Содержание труда
Решает задачи, связанные с планированием, организацией и анализом хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, организацией труда работников на производстве. В ходе этой работы проверяет оформление отчетности по отдельным видам бухгалтерского учета, выполняет технико-экономические расчеты по планированию, материально-техническому снабжению, сбыту, материальным и трудовым затратам. Экономист-менеджер осуществляет оперативный учет выполнения работ и контроль расчетов с заказчиками, составляет и при необходимости разрабатывает документы периодической отчетности. Осуществляет временное управление предприятиями и организациями, оказавшимися в критической ситуации, например, объявленных банкротами. Проводит анализ и прогнозирование деятельности предприятий, экспертную оценку их стоимости. Осуществляет реструктуризацию собственности, оздоровление и реорганизацию предприятий.

Должен знать
Основы маркетинга, теорию менеджмента, макро- и микроэкономики, делового администрирования, финансового дела. Порядок разработки нормативов материальных трудовых и финансовых затрат. Методы экономического анализа и учета показателей деятельности агрегатного производства. Методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений. Методы и средства проведения вычислительных работ. Правила оформления материалов для заключения договоров. Теорию и практику работы с персоналом, этику делового общения.

Доминирующие виды деятельности 

  • создание предприятия и организация его деятельности;
  • разработка маркетинговой политики;
  • определение конкурентоспособности предприятия;
  • расчет наиболее важных для предприятия налогов;
  • планирование внешнеэкономической деятельности предприятия;
  • проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • разработка финансового плана предприятия и прогнозирование поступления финансовых средств;
  • разработка перспективных и текущих планов предприятия;
  • разработка бизнес-планов конкретных проектов;
  • составление калькуляции стоимости услуг;
  • разработка организационно-управленческой структуры предприятия, положения о подразделениях, должностных инструкций;
  • сбор, обработка, оценка первичной экономической информации;
  • анализ учетной и отчетной информации с целью принятия хозяйственных решений и получения оценки эффективности функционирования объектов предприятия;
  • организация работы по учету наличия и движения капитала, определению результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
  • аудит основных хозяйственных операций;
  • управление инвестиционными потоками в области недвижимости;
  • правовое сопровождение сделок с недвижимостью.
  Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности

Способности:
  • хорошо развитые аналитические способности;
  • развитое логическое мышления;
  • стратегическое мышление;
  • умение работать со статистическими данными;
  • умение систематизировать большой объём информации, составлять сводки и отчёты;
  • умение анализировать текущую информацию и делать прогнозы;
  • коммуникабельность, умение работать в команде;
  • организаторские способности (способность руководить);
  • способность диалектически мыслить и отстаивать свою точку зрения;
  • способность управлять собой;
  • высокая способность влиять на окружающих;
  • способность формировать и развивать эффективные рабочие группы;
  • способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;
  • способность порождать новые идеи;
  • междисциплинарный подход при решении проблем.
 Личностные качества, интересы и склонности:
  • независимость, лидерство, энергичность;
  • способность к риску, стрессоустойчивость;
  • умение прогнозировать, предвидеть ситуацию;
  • уверенность в себе, в принимаемых решениях;
  • четкие личные цели (знает, чего хочет от своей работы);
  • умение подчиняться требованиям, нормам организации;
  • готовность к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.
 Профессионально важные качества:
  • организаторские способности;
  • высокая стрессоустойчивость;
  • оперативное мышление;
  • способность перерабатывать большие объемы различной информации;
  • целостное восприятие;
  • высокая уверенность в себе;
  • энергичность;
  • целеустремленность;
  • выносливость.