Продукт-менеджер

Продукт-менеджер (с англ. product manager) – это специалист, ответственный за создание нового продукта высокого качества.

Привлекательная особенность карьеры продукт-менеджера в том, что профессия находится на стыке технологий, бизнеса и дизайна. В ходе работы приходится играть множество ролей и изучать различные точки зрения.
Иногда его называют мини-директором по продукту, и это довольно точно отражает суть его деятельности: он отвечает полностью за продукт, начиная с концепции его разработки, нюансов производства до конечного результата. Продукт-менеджер — это не рядовой сотрудник компании, а человек, генерирующий идеи, от которых зависят прибыль и перспективы развития организации. Знания и навыки продукт-менеджера находятся в разных плоскостях: он умеет не только организовывать рекламные акции и продвигать товар, но и разбирается в технологии производства.
В ходе деятельности по созданию продукта продукт-менеджер анализирует состояние рынка, ассортимент и цены, при этом формируя особые требования к новому продукту, чтобы они соответствовали потребностям клиента. Продукт-менеджер активно сотрудничает с другими специалистами: маркетологами, инженерами, дизайнерами, производственными структурами, продавцами, технической поддержкой для достижения главной цели — получения максимального дохода от реализации нового продукта. Причём важно привлечь к работе необходимого специалиста в нужный момент. Успех любого продукта зависит от умения менеджера понимать потребности целевой аудитории и иметь чёткое представление о том, как их можно удовлетворить.
Одним из самых важных моментов в работе продукт-менеджера является контроль на всех уровнях создания продукта: над производством, качеством, персоналом, продвижением товара.  А новый продукт, чтобы быть конкурентоспособным, должен соответствовать многим требованиям, описанным в документах по стандартизации, паспортизации, продвижению. Ведь даже самую гениальную идею можно испортить ненадлежащим исполнением или несогласованными действиями команды.
Особенности профессии:
Должностные обязанности продукт-менеджера зависят от сферы его деятельности. Если это отрасль IT, то  продукт-менеджер может руководить созданием сайта, игры, мобильного приложения и т. п. На пищевых производствах — создание новых видов продуктов или расширение ассортимента уже известных за счет добавления новых ингредиентов и улучшения качества. Функциональные обязанности могут быть разными в зависимости от вида деятельности компании — производитель, дилер, дистрибьютор.  
Но общим для всех отраслей является жизненный цикл создания продукта, который состоит из следующих этапов:
·  исследование и планирование;
·  разработка дизайна;
·  реализация и тестирование;
·  выпуск и продвижение.
В рамках этого цикла продукт-менеджер руководит разработкой продукта, выполняя следующие функции:
·  изучение рынка конкурентных продуктов и отрасли в целом;
·  составление плана и стратегии создания и развития нового продукта;
·  планирование KPI (key performance indicator – ключевые показатели эффективности) продукта по срокам (краткосрочно и долгосрочно);
·  контроль за производством продукта;
·  подготовка и проведение презентации  продукта для покупателей;
·  разработка ценовой политики, системы скидок и льгот;
·  подготовка документов для сертификации продукта в госорганах сертификации;
·  контроль за продажами продукта, спросом на него, проведение социологических опросов с целью последующего совершенствования;
·  разработка методов по увеличению продаж;
·  переговоры с клиентами.
Важные качества:
·  креативность;
·  лидерские качества;
·  системное мышление;
·  аналитические способности;
·  умение убеждать;
·  способность внимательно слушать и чётко излагать проблему;
·  коммуникабельность;
·  стрессоустойчивость;
·  умение вдохновлять и объединять команду;
·  способность увидеть и выбрать лучших профессионалов в нужный момент;
·  ориентированность на постоянное развитие;
·  настойчивость.
Плюсы профессии:
·  перспективная и востребованная профессия;
·  высокая оплата труда;
·  большие бонусы в случае особо успешного продукта.
Минусы профессии:
·  необходимость сотрудничать с разными специалистами требует широкого кругозора и высокого уровня коммуникабельности;
·  сложность согласования действий различных специалистов;
·  необходимость работать в условиях цейтнота;
·  необходим повышенный уровень терпения и настойчивости на любом этапе работы.
Место работы
Компании по выпуску собственных разработок в любых отраслях деятельности.
Где учиться на Продукт-менеджера
В настоящее время наличие диплома важно для начинающего продукт-менеджера, не имеющему опыта работы. Продукт-менеджер со стажем обычно предъявляет работодателям проекты, в которых он работал и по результатам этих работ оценивается его потенциал как специалиста.
Для продукт-менеджеров в промышленных или фармацевтических сферах производства обязательно специальное отраслевое образование. Экономические или маркетинговые факультеты вузов дадут необходимые основы знаний для начала карьеры по созданию новых продуктов. Но в условиях рынка нужно быть способным быстро перестраиваться, находя инновационные пути решений. Успешные продукт-менеджеры отлично владеют практическими навыками ведения бизнеса.