Продукт-менеджер (с англ. product
manager) – это специалист, ответственный за создание нового продукта высокого
качества.
Привлекательная особенность
карьеры продукт-менеджера в том, что профессия находится на стыке
технологий, бизнеса и дизайна. В ходе работы приходится играть множество
ролей и изучать различные точки зрения.
Иногда его называют
мини-директором по продукту, и это довольно точно отражает суть его деятельности:
он отвечает полностью за продукт, начиная с концепции его разработки, нюансов
производства до конечного результата. Продукт-менеджер — это не рядовой
сотрудник компании, а человек, генерирующий идеи, от которых зависят прибыль и
перспективы развития организации. Знания и навыки продукт-менеджера находятся в
разных плоскостях: он умеет не только организовывать рекламные акции и
продвигать товар, но и разбирается в технологии производства.
В ходе деятельности по
созданию продукта продукт-менеджер анализирует состояние рынка, ассортимент и
цены, при этом формируя особые требования к новому продукту, чтобы они
соответствовали потребностям клиента. Продукт-менеджер активно сотрудничает с
другими специалистами: маркетологами, инженерами, дизайнерами, производственными
структурами, продавцами, технической поддержкой для достижения главной цели —
получения максимального дохода от реализации нового продукта. Причём важно
привлечь к работе необходимого специалиста в нужный момент. Успех любого
продукта зависит от умения менеджера понимать потребности целевой аудитории и
иметь чёткое представление о том, как их можно удовлетворить.
Одним из самых важных
моментов в работе продукт-менеджера является контроль на всех уровнях создания
продукта: над производством, качеством, персоналом, продвижением товара.
А новый продукт, чтобы быть конкурентоспособным, должен соответствовать многим
требованиям, описанным в документах по стандартизации, паспортизации,
продвижению. Ведь даже самую гениальную идею можно испортить ненадлежащим
исполнением или несогласованными действиями команды.
Особенности профессии:
Должностные обязанности
продукт-менеджера зависят от сферы его деятельности. Если это отрасль IT,
то продукт-менеджер может руководить созданием сайта, игры, мобильного
приложения и т. п. На пищевых производствах — создание новых видов продуктов
или расширение ассортимента уже известных за счет добавления новых ингредиентов
и улучшения качества. Функциональные обязанности могут быть разными в
зависимости от вида деятельности компании — производитель, дилер, дистрибьютор.
Но общим для всех отраслей
является жизненный цикл создания продукта, который состоит из следующих этапов:
· исследование и планирование;
· разработка дизайна;
· реализация и тестирование;
· выпуск и продвижение.
В рамках этого цикла
продукт-менеджер руководит разработкой продукта, выполняя следующие функции:
· изучение рынка конкурентных продуктов и отрасли в целом;
· составление плана и стратегии создания и развития нового продукта;
· планирование KPI (key performance indicator – ключевые показатели
эффективности) продукта по срокам (краткосрочно и долгосрочно);
· контроль за производством продукта;
· подготовка и проведение презентации продукта для покупателей;
· разработка ценовой политики, системы скидок и льгот;
· подготовка документов для сертификации продукта в госорганах
сертификации;
· контроль за продажами продукта, спросом на него, проведение
социологических опросов с целью последующего совершенствования;
· разработка методов по увеличению продаж;
· переговоры с клиентами.
Важные качества:
· креативность;
· лидерские качества;
· системное мышление;
· аналитические способности;
· умение убеждать;
· способность внимательно слушать и чётко излагать проблему;
· коммуникабельность;
· стрессоустойчивость;
· умение вдохновлять и объединять команду;
· способность увидеть и выбрать лучших профессионалов в нужный момент;
· ориентированность на постоянное развитие;
· настойчивость.
Плюсы профессии:
· перспективная и востребованная профессия;
· высокая оплата труда;
· большие бонусы в случае особо успешного продукта.
Минусы профессии:
· необходимость сотрудничать с разными специалистами требует широкого
кругозора и высокого уровня коммуникабельности;
· сложность согласования действий различных специалистов;
· необходимость работать в условиях цейтнота;
· необходим повышенный уровень терпения и настойчивости на любом этапе
работы.
Место
работы
Компании
по выпуску собственных разработок в любых отраслях деятельности.
Где
учиться на Продукт-менеджера
В настоящее время наличие
диплома важно для начинающего продукт-менеджера, не имеющему опыта работы.
Продукт-менеджер со стажем обычно предъявляет работодателям проекты, в которых
он работал и по результатам этих работ оценивается его потенциал как специалиста.
Для продукт-менеджеров в
промышленных или фармацевтических сферах производства обязательно специальное
отраслевое образование. Экономические или маркетинговые факультеты вузов дадут
необходимые основы знаний для начала карьеры по созданию новых продуктов. Но в
условиях рынка нужно быть способным быстро перестраиваться, находя
инновационные пути решений. Успешные продукт-менеджеры отлично владеют
практическими навыками ведения бизнеса.