Официант – работник предприятия общественного питания,
занимающийся непосредственным обслуживанием посетителей.
История
Название
профессии произошло от латинского officiantis (служащий). Профессия официанта возникла в
Древнем Египте и Древней Греции очень давно, в те времена, когда появились
первые заведения, призванные накормить людей. На Руси первые официанты
появились вместе с постоялыми дворами, кабаками и корчмами. В трактирах работу
официантов выполняли так называемые “половые”. Выходцы из крестьянских семей
изучали это ремесло в течение четырех лет, начиная с мытья посуды и уборки
помещений.
В настоящее
время в обязанности официанта входит выполнение заказов посетителей, получение
от них расчёта за услуги, уборка столов после их ухода и сервировка столов к
приходу новых клиентов. Если необходимо, официант меняет салфетки, скатерти,
следит за чистотой в зале, может принимать участие в украшении помещения к
праздничным мероприятиям.
Официант
должен уметь правильно отвечать на вопросы гостей, по мере необходимости
посоветовать какие-то блюда, напитки. Он формирует окончательную сумму заказа,
рассчитывает клиентов и несет материальную ответственность за разбитую посуду
или сбежавшего посетителя, которого обслуживал.
Главной
задачей каждого профессионала является то, чтобы клиент покинул заведение с
хорошим настроением и остался доволен обслуживанием.
Необходимые профессиональны навыки и знания:
·
знание
правил сервировки;
·
знание
рецептурных особенностей основных блюд;
·
необходимо
знать специфику приготовления и подачи блюд (в своем заведении);
·
владение
тонкостями этикета;
·
знание
ценообразования;
·
знание
сочетания продуктов и напитков;
·
знание
английского языка (для обслуживания класса люкс).
Личные качества:
·
терпеливость;
·
внимательность;
·
хорошая
память;
·
коммуникабельность;
·
доброжелательность,
приветливость;
·
стрессоустойчивость;
·
физическая
выносливость;
·
аккуратность;
·
расторопность;
·
презентабельная
внешность;
·
остроумие,
наличие чувства юмора;
·
четкая
дикция.
Плюсы:
·
большинство
работодателей не требуют специального образования;
·
достаточно
большие чаевые (при правильном обслуживании и хорошем месте работы);
·
возможность
совмещать работу с учебой.
Минусы:
·
конфликтные
ситуации с клиентами;
·
необходимость
работать в ночную смену или по скользящему графику;
·
приходится
длительное время проводить “на ногах”;
·
ситуации,
когда посетители пытаются скрыться, не расплатившись.
Место работы
·
рестораны;
·
кофейни;
·
бары;
·
кафе;
·
мероприятия,
требующие обслуживание гостей.
Для работы официантом диплом высшего учебного
заведения не обязателен. Но если вы хотите найти хорошую работу, то в качестве
обучения официанту лучше окончить специализированные курсы или колледж
(начальное профессиональное образование).