«Золотая» мечта каждого
современного человека — это престижная профессия, популярная и востребованная,
приносящая хороший доход. Однако престижная профессия — далеко не всегда самая
доходная, а ещё вчера популярная профессия становится вдруг забытой и
невостребованной.
Престиж профессии
складывается из множества компонентов, в числе которых главное место занимают
почёт, уважение и доверие, которым пользуются представители тех или иных
профессий у большинства членов общества. Объясняется это существованием так
называемых «социальных мифов»: сложившихся комплексов представлений о том, какими
личностными характеристиками должен обладать человек, выполняющий ту или иную
работу.
Так, военнослужащим
традиционно приписываются честь, благородство и бесстрашие; медикам — мудрость, великодушие, гуманизм и
сострадательность; актёрам — тонкость и
чувствительность; грузчикам — физическая выносливость, ограниченность и
грубость. Обычно такому усреднённому образу в той или иной степени
соответствует большинство представителей профессии.
Такие специалисты, как
юристы, врачи, преподаватели традиционно являются авторитетом для многих членов
социума, и пользуются доверием и уважением. Кроме того, считается, что эти
специалисты никогда не останутся без работы и без средств существованию.
Разумеется, профессии врача или педагога нельзя назвать доходными, однако на их
популярность и престиж это влияет мало.
Ещё один важный
компонент престижа профессии — это её востребованность на государственном
уровне. Необходимые профессии не всегда кажутся интересными и перспективными.
Если в обществе возникает дефицит тех или иных специалистов — то
соответствующими властными структурами проводится работа по формированию
положительного образа данной профессии.
Формирование образа
осуществляется, в том числе, и путём создания социальных мифов. Благодаря
проводимой работе профессии, ранее не привлекавшие внимания, становятся
популярными, окружёнными романтическим ореолом — и привлекают в нужную сферу
деятельности новые кадры.
Выбирая профессии
популярные, современные кадровые агентства и агентства социальных исследований
ориентируются на количество резюме, подаваемых соискателями через интернет или
другими способами. Судя по результатам таких исследований, в последние годы
популярными остаются финансово-экономические специальности (бухгалтерия,
банковское дело) и юриспруденция (прокуратура, адвокатура).
В тоже время
востребованными эти профессии назвать нельзя: рынок труда достаточно хорошо
заполнен специалистами данного профиля. Требуемые профессии, на которые было
предоставлено больше всего вакансий от работодателей — это сфера продаж: от
начальника отдела продаж до менеджера и регионального представителя. Так же
много вакансий открылось в секретариате: многим компаниям нужны помощники
руководителя, офис-менеджеры. Однако число резюме в этой области почти в два
раза превышает число вакансий.
Подводя итоги, можно
сказать, что оптимальным выбором может стать профессия перспективная,
востребованная и доходная. Популярность профессии, её престиж — величины
переменные.