Мерчендайзер - это
специалист по продвижению продукции в розничной торговле. Основная его задача —
поддерживать положительный имидж своей фирмы, обеспечивать выгодное
расположение продукции на магазинных полках, отслеживать ее постоянное наличие
в продаже. Он снабжает магазины рекламой, дарит от имени фирмы сувениры.
Общие сведения о
профессии
Мерчендайзинг
–
в прошлом засекреченное ноу-хау преуспевающих компаний на Западе – становится
доступным для всех служб маркетинга и продвижения. На отечественном рынке эта
технология уже оценена по достоинству многими компаниями. Именно поэтому на
рынке труда динамично увеличивается спрос на профессиональных мерчендайзеров.
Специалист, владеющий
технологиями мерчендайзинга и обладающий коммуникативными умениями и навыками,
называется мерчендайзером.
Мерчендайзинг (от англ. Merchandising – искусство торговать) – это особый вид взаимодействия
торговли и покупателя, современная технология маркетинга в розничной торговой
сети. Данная технология активно и успешно применяется лидерами розничной
торговли в развитых странах Западной Европы, Азии и Америки.
Мерчендайзинг – это комплекс мер,
направленных на стимулирование продаж товара непосредственно в точке продажи.
В настоящее время применение мерчендайзинга в процессе организации
торговли – верный признак использования передовых технологий продаж,
свидетельство "продвинутости" компании, торговой точки или представительства,
а также показатель компетентности руководителей.
Любой компании, работающей на рынке потребительских
товаров, необходимо заботиться не только о качестве и актуальности выпускаемой
продукции, о своевременной доставке ее в торговые точки. Условия конкурентной
борьбы в современной экономической ситуации требуют применения новых
эффективных технологий построения бизнеса в магазине именно по правилам мерчендайзинга.
Содержание
выполняемой работы
К основным обязанностям мерчендайзера относятся
«выкладка» товара в торговой точке и рекламная поддержка продаж. Дополнительно
мерчендайзеры могут заниматься также корректировкой розничных цен и
отслеживанием наличия и срока годности товара на складах торговых точек. Для
выполнения этих функций мерчендайзер несколько раз в неделю объезжает
закрепленные за ним торговые точки. В крупных компаниях обычно имеется группа
мерчендайзеров, которой руководит супервайзер.
Мерчендайзер консультирует по основным свойствам
продукции и специальному обслуживанию в торговой точке. А также заботится о
приятной атмосфере магазина, учитывая освещение, восприятие цветов, сезонность.
Профессиональный мерчендайзер – это тот человек,
который создаёт импульсы для покупок, то есть обеспечивает нужный товар в
нужном месте, в нужное время, по нужной цене, в нужном количестве и в нужном
состоянии.
Обязанности
мерчендайзера:
§ необходимо умело соединять теорию и практику;
§ внедрение
законов и правил маркетинга в реальную ситуацию торговли;
§ специалист
контролирует процесс продаж, стимулирует потребителей в выборе и покупке
товара;
§ организация пространства магазина, грамотное
размещение основных и дополнительных секций товара;
§ управление поведением покупателей;
§ знать и уметь грамотно использовать в своей
деятельности профессиональную лексику, владеть основами ораторского искусства;
§ труд
мерчендайзера умственный, интеллектуальный, носит творческий характер.
Форма организации труда – индивидуальная.
Режим работы
и возможность профессионального роста
Рабочий день мерчендайзера строго не нормирован,
нестандартные производственные ситуации возникают практически ежедневно,
требует высокой самоотдачи психической энергии.
Такую работу навряд ли стоит
рассматривать как нечто постоянное, это скорее нижняя ступень карьеры в области
маркетинга. Проработав 1-2 года мерчендайзером и получив значительные
практические знания о функционировании рынка, можно претендовать на позицию
маркетолога или супервайзера.
Требования к
качествам работника
Мерчендайзеру
необходимы:
§ внятная
речь,
§ хорошая
память,
§ высокая
эмоционально-волевая устойчивость,
§ развитые
коммуникативные и организаторские способности.
Он должен быть энергичным, смелым, решительным,
обязательным, самокритичным, терпеливым, компетентным, тактичным иметь чувство
юмора.
Необходимо владение навыками само
регуляции, самоконтроля, а также владение техниками аргументации и само
презентации. Знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности
профессиональную лексику, владеть основами ораторского искусства.
Требования,
предъявляемые работодателями к кандидатам на данную позицию, включают, как
правило, наличие высшего или неоконченного высшего образования, в ряде случаев
– водительских прав и личного автомобиля и владение иностранным языком. На
такую работу охотно берут студентов, причем не только старших курсов.
Особое внимание уделяется таким личным качествам как
коммуникабельность, инициативность, презентабельная внешность.
Медицинские
противопоказания
§ заболевания опорно-двигательного аппарата,
§ центральной нервной системы,
§ органов слуха, зрения.