Опросник профессиональных склонностей

(Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши в модификации Г.В.Резапкиной)

Назначение теста

Диагностика профессиональных склонностей респондентов.

Инструкция к тесту

Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «а», «b» или «c» – и отметьте его в бланке.


Тестовый материал

  1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
    1. общаться с самыми разными людьми;
    2. снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
    3. заниматься расчетами; вести документацию.
  2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
    1. возможность следить за ходом мыслей автора;
    2. художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
    3. сюжет, действия героев.
  3. Меня больше обрадует Нобелевская премия
    1. за общественную деятельность;
    2. в области науки;
    3. в области искусства.
  4. Я скорее соглашусь стать
    1. главным механиком;
    2. начальником экспедиции;
    3. главным бухгалтером.
  5. Будущее людей определяют
    1. взаимопонимание между людьми;
    2. научные открытия;
    3. развитие производства.
  6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
    1. созданием дружного, сплоченного коллектива;
    2. разработкой новых технологий обучения;
    3. работой с документами.
  7. На технической выставке меня больше привлечет
    1. внутреннее устройство экспонатов;
    2. их практическое применение.
    3. внешний вид экспонатов (цвет, форм;
  8. В людях я ценю, прежде всего
    1. дружелюбие и отзывчивость
    2. смелость и выносливость;
    3. обязательность и аккуратность.
  9. В свободное время мне хотелось бы
    1. ставить различные опыты, эксперименты;
    2. писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
    3. тренироваться.
  10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует
    1. возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
    2. экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыж;
    3. деловое общение;
  11. Мне интереснее беседовать о
    1. человеческих взаимоотношениях;
    2. новой научной гипотезе;
    3. технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
  12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
    1. технический;
    2. музыкальный;
    3. спортивный.
  13. В школе следует обратить особое внимание на
    1. улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
    2. поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
    3. укрепление дисциплины.
  14. Я с большим удовольствием смотрю
    1. научно-популярные фильмы;
    2. программы о культуре и искусстве;
    3. спортивные программы.
  15. Мне хотелось бы работать
    1. с детьми или сверстниками;
    2. с машинами, механизмами;
    3. с объектами природы.
  16. Школа в первую очередь должна
    1. учить общению с другими людьми;
    2. давать знания;
    3. обучать навыкам работы.
  17. Главное в жизни
    1. иметь возможность заниматься творчеством;
    2. вести здоровый образ жизни;
    3. тщательно планировать свои дела.
  18. Государство должно в первую очередь заботиться о
    1. защите интересов и прав граждан;
    2. достижениях в области науки и техники;
    3. материальном благополучии граждан.
  19. Мне больше всего нравятся уроки
    1. труда;
    2. физкультуры;
    3. математики.
  20. Мне интереснее было бы
    1. заниматься сбытом товаров;
    2. изготавливать изделия;
    3. планировать производство товаров.
  21. Я предпочитаю читать статьи о
    1. выдающихся ученых и их открытиях;
    2. интересных изобретениях;
    3. жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
  22. Свободное время я люблю
    1. читать, думать, рассуждать;
    2. что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
    3. ходить на выставки, концерты, в музеи.
  23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о
    1. научном открытии;
    2. художественной выставке;
    3. экономической ситуации.
  24. Я предпочту работать
    1. в помещении, где много людей;
    2. в необычных условиях;
    3. в обычном кабинет

Ключ к тесту

I
II
III
IV
V
VI
I
II
III
IV
V
VI
1
a


b

c
13
a



b
c
2

a

b
c

14

a

b
c

3
a
b

c


15
a

b

c

4


a

b
c
16
a

b


c
5
a
b
c



17



a
b
c
6
a
b



c
18
a
b
c



7

a
b
c


19


a

b
c
8
a



b
c
20
a

b


c
9

a

b
c

21

a
b
c


10



a
b
c
22

a
b
c


11
a
b
c



23

a

b

c
12


a
b
c

24
a



b
c

Обработка результатов теста

Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
  • 10-12 баллов - ярко выраженная профессиональная склонность.
  • 7-9 баллов - склонность к определенному виду деятельности.
  • 4-6 баллов - слабо выраженная профессиональная склонность.
  • 0-3 баллов - профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов - это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

Интерпретация результатов теста

I. Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
II. Склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
III. Склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
IV. Склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
V. Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
VI. Склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Автор
Галина Резапкина, Москва, Россия - психолог-профконсультант
Источники
  • Опросник профессиональных склонностей / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.