(Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши в модификации
Г.В.Резапкиной)
Назначение теста
Диагностика профессиональных
склонностей респондентов.
Инструкция к тесту
Для того, чтобы определить свои
профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «а», «b» или «c»
– и отметьте его в бланке.
Тестовый материал
- Мне
хотелось бы в своей профессиональной деятельности
- общаться
с самыми разными людьми;
- снимать
фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
- заниматься
расчетами; вести документацию.
- В
книге или кинофильме меня больше всего привлекает
- возможность
следить за ходом мыслей автора;
- художественная
форма, мастерство писателя или режиссера;
- сюжет,
действия героев.
- Меня
больше обрадует Нобелевская премия
- за
общественную деятельность;
- в
области науки;
- в
области искусства.
- Я
скорее соглашусь стать
- главным
механиком;
- начальником
экспедиции;
- главным
бухгалтером.
- Будущее
людей определяют
- взаимопонимание
между людьми;
- научные
открытия;
- развитие
производства.
- Если
я стану руководителем, то в первую очередь займусь
- созданием
дружного, сплоченного коллектива;
- разработкой
новых технологий обучения;
- работой
с документами.
- На
технической выставке меня больше привлечет
- внутреннее
устройство экспонатов;
- их
практическое применение.
- внешний
вид экспонатов (цвет, форм;
- В
людях я ценю, прежде всего
- дружелюбие
и отзывчивость
- смелость
и выносливость;
- обязательность
и аккуратность.
- В
свободное время мне хотелось бы
- ставить
различные опыты, эксперименты;
- писать
стихи, сочинять музыку или рисовать;
- тренироваться.
- В
заграничных поездках меня скорее заинтересует
- возможность
знакомства с историей и культурой другой страны;
- экстремальный
туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыж;
- деловое
общение;
- Мне
интереснее беседовать о
- человеческих
взаимоотношениях;
- новой
научной гипотезе;
- технических
характеристиках новой модели машины, компьютера.
- Если
бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
- технический;
- музыкальный;
- спортивный.
- В
школе следует обратить особое внимание на
- улучшение
взаимопонимания между учителями и учениками;
- поддержание
здоровья учащихся, занятия спортом;
- укрепление
дисциплины.
- Я с
большим удовольствием смотрю
- научно-популярные
фильмы;
- программы
о культуре и искусстве;
- спортивные
программы.
- Мне
хотелось бы работать
- с
детьми или сверстниками;
- с
машинами, механизмами;
- с
объектами природы.
- Школа
в первую очередь должна
- учить
общению с другими людьми;
- давать
знания;
- обучать
навыкам работы.
- Главное
в жизни
- иметь
возможность заниматься творчеством;
- вести
здоровый образ жизни;
- тщательно
планировать свои дела.
- Государство должно в первую
очередь заботиться о
- защите интересов и
прав граждан;
- достижениях в области
науки и техники;
- материальном благополучии
граждан.
- Мне больше всего нравятся
уроки
- труда;
- физкультуры;
- математики.
- Мне интереснее было бы
- заниматься сбытом
товаров;
- изготавливать
изделия;
- планировать
производство товаров.
- Я предпочитаю читать статьи
о
- выдающихся ученых и
их открытиях;
- интересных
изобретениях;
- жизни и творчестве
писателей, художников, музыкантов.
- Свободное время я люблю
- читать, думать,
рассуждать;
- что-нибудь мастерить,
шить, ухаживать за животными, растениями;
- ходить на выставки,
концерты, в музеи.
- Больший интерес у меня
вызовет сообщение о
- научном открытии;
- художественной
выставке;
- экономической
ситуации.
- Я предпочту работать
- в помещении, где
много людей;
- в необычных условиях;
- в обычном кабинет
Ключ к тесту
№
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
№
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
1
|
a
|
b
|
c
|
13
|
a
|
b
|
c
|
||||||
2
|
a
|
b
|
c
|
14
|
a
|
b
|
c
|
||||||
3
|
a
|
b
|
c
|
15
|
a
|
b
|
c
|
||||||
4
|
a
|
b
|
c
|
16
|
a
|
b
|
c
|
||||||
5
|
a
|
b
|
c
|
17
|
a
|
b
|
c
|
||||||
6
|
a
|
b
|
c
|
18
|
a
|
b
|
c
|
||||||
7
|
a
|
b
|
c
|
19
|
a
|
b
|
c
|
||||||
8
|
a
|
b
|
c
|
20
|
a
|
b
|
c
|
||||||
9
|
a
|
b
|
c
|
21
|
a
|
b
|
c
|
||||||
10
|
a
|
b
|
c
|
22
|
a
|
b
|
c
|
||||||
11
|
a
|
b
|
c
|
23
|
a
|
b
|
c
|
||||||
12
|
a
|
b
|
c
|
24
|
a
|
b
|
c
|
Обработка результатов теста
Подсчитайте число обведенных букв в
каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней
строчки.
- 10-12
баллов - ярко выраженная профессиональная склонность.
- 7-9
баллов - склонность к определенному виду деятельности.
- 4-6
баллов - слабо выраженная профессиональная склонность.
- 0-3
баллов - профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов - это шесть видов
деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали
большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными
результатами?
Интерпретация результатов теста
I. Склонность к работе с людьми.
Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым,
медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой
группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными
людьми, понимать их настроение, намерения.
II. Склонность к
исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с
научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются
рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
III. Склонность к практической
деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка
металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание
электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций;
управление транспортом; изготовление изделий.
IV. Склонность к эстетическим
видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с
изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической
деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей
(музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
V. Склонность к экстремальным
видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом,
путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной
деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к
физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
VI. Склонность к
планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами
и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и
их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением
объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и
аккуратности.
Автор
Галина Резапкина, Москва, Россия - психолог-профконсультант
Источники
- Опросник
профессиональных склонностей / Резапкина Г.В. Отбор в профильные
классы. М.: Генезис, 2005 г.