Анкета разработана петербургским психологом
Игорем Леонидовичем Соломиным. Она пригодна для самооценки профессиональных
интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и
обработке.
Инструкция: Напротив
каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания
заниматься этим видом деятельности:
1 - пожалуй,
так;
2 - верно;
3 - совершенно верно.
3 - совершенно верно.
Я хочу (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
1
|
Обслуживать людей
|
0 1 2 3
|
|
Заниматься лечением
|
0 1 2 3
|
||
Обучать, воспитывать
|
0 1 2 3
|
||
Защищать права и безопасность
|
0 1 2 3
|
||
Управлять людьми
|
0 1 2 3
|
||
2
|
Управлять машинами
|
0 1 2 3
|
|
Ремонтировать оборудование
|
0 1 2 3
|
||
Собирать и налаживать технику
|
0 1 2 3
|
||
Обрабатывать материалы,
изготовлять предметы и вещи
|
0 1 2 3
|
||
Заниматься строительством
|
0 1 2 3
|
||
3
|
Редактировать тексты и таблицы
|
0 1 2 3
|
|
Производить расчеты и вычисления
|
0 1 2 3
|
||
Обрабатывать информацию
|
0 1 2 3
|
||
Работать с чертежами, картами и
схемами
|
0 1 2 3
|
||
Принимать и передавать сигналы и
сообщения
|
0 1 2 3
|
||
4
|
Заниматься художественным
оформлением
|
0 1 2 3
|
|
Рисовать, фотографировать
|
0 1 2 3
|
||
Создавать произведения искусства
|
0 1 2 3
|
||
Выступать на сцене
|
0 1 2 3
|
||
Шить, вышивать, вязать
|
0 1 2 3
|
||
5
|
Ухаживать за животными
|
0 1 2 3
|
|
Заготавливать продукты
|
0 1 2 3
|
||
Работать на открытом воздухе
|
0 1 2 3
|
||
Выращивать овощи и фрукты
|
0 1 2 3
|
||
Иметь дело с природой
|
0 1 2 3
|
||
А
|
Работать руками
|
0 1 2 3
|
|
Выполнять решения
|
0 1 2 3
|
||
Воспроизводить имеющиеся образцы,
размножать, копировать
|
0 1 2 3
|
||
Получать конкретный практический
результат
|
0 1 2 3
|
||
Воплощать идеи в жизнь
|
0 1 2 3
|
||
Б
|
Работать головой
|
0 1 2 3
|
|
Принимать решения
|
0 1 2 3
|
||
Создавать новые образцы
|
0 1 2 3
|
||
Анализировать, изучать,
наблюдать, измерять, контролировать
|
0 1 2 3
|
||
Планировать, конструировать,
разрабатывать, моделировать
|
0 1 2 3
|
Инструкция: Напротив
каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашей
способности к этому виду деятельности:
0 - вовсе нет;
1 - пожалуй, так;
2 - верно;
3 - совершенно верно.
Я могу (способен, умею, обладаю навыками):
1
|
Знакомиться с новыми людьми
|
0 1 2 3
|
|
Быть чутким и доброжелательным
|
0 1 2 3
|
||
Выслушивать людей
|
0 1 2 3
|
||
Разбираться в людях
|
0 1 2 3
|
||
Хорошо говорить и выступать
публично
|
0 1 2 3
|
||
2
|
Искать и устранять неисправности
|
0 1 2 3
|
|
Использовать приборы, машины,
механизмы
|
0 1 2 3
|
||
Разбираться в технических
устройствах
|
0 1 2 3
|
||
Ловко обращаться с инструментами
|
0 1 2 3
|
||
Хорошо ориентироваться в
пространстве
|
0 1 2 3
|
||
3
|
Быть сосредоточенным и усидчивым
|
0 1 2 3
|
|
Хорошо считать в уме
|
0 1 2 3
|
||
Преобразовывать информацию
|
0 1 2 3
|
||
Оперировать знаками и символами
|
0 1 2 3
|
||
Искать и исправлять ошибки
|
0 1 2 3
|
||
4
|
Создавать красивые, со вкусом
сделанные вещи
|
0 1 2 3
|
|
Разбираться в литературе и
искусстве
|
0 1 2 3
|
||
Петь, играть на музыкальных
инструментах
|
0 1 2 3
|
||
Сочинять стихи, писать рассказы
|
0 1 2 3
|
||
Рисовать
|
0 1 2 3
|
||
5
|
Разбираться в животных или
растениях
|
0 1 2 3
|
|
Разводить растения или животных
|
0 1 2 3
|
||
Бороться с болезнями, вредителями
|
0 1 2 3
|
||
Ориентироваться в природных
явлениях
|
0 1 2 3
|
||
Работать на земле
|
0 1 2 3
|
||
А
|
Быстро выполнять указания
|
0 1 2 3
|
|
Точно следовать инструкциям
|
0 1 2 3
|
||
Работать по заданному алгоритму
|
0 1 2 3
|
||
Выполнять однообразную работу
|
0 1 2 3
|
||
Соблюдать правила и нормативы
|
0 1 2 3
|
||
Б
|
Создавать новые инструкции и
давать указания
|
0 1 2 3
|
|
Принимать нестандартные решения
|
0 1 2 3
|
||
Легко придумывать новые способы
поведения
|
0 1 2 3
|
||
Брать на себя ответственность
|
0 1 2 3
|
||
Самостоятельно организовывать
свою работу
|
0 1 2 3
|
Обработка результатов
Обработка результатов анкеты очень проста.
Суждения характеризующие различные виды профессиональной деятельности,
объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти
суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и
записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная
оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от
того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется
наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу
профессий.
Первые пять групп суждений, обозначенные
цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку
"предмет труда":
1) человек - человек;
2) человек - техника;
3) человек - знаковая система;
4) человек - художественный образ;
5) человек - природа.
Последние две группы суждений, обозначенные
буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку
"характер труда": А - исполнительские; Б - творческие.
Зная координаты своих профессиональных
предпочтений, можно найти наиболее подходящую для вас профессиональную группу.
Сначала определяется, к какому из пяти типов
профессий (1,2,3,4 или 5) вы наибольшей степени склонны и способны. Затем
определяется ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух
классов профессий (А или Б).
Если склонности лежат в той же группе профессий
что и ваши способности, то это свидетельствует о том, что вам нравится делать
именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав ту
или иную профессию, вы не только смогли бы добиться в ней достаточно высоких
успехов, но это доставляло бы вам удовольствие.
В случае если наиболее привлекательный для вас
тип профессий не совпадает с характером деятельности, которую вы можете делать
лучше всего, вам предстоит выбрать, чему же отдать предпочтение в процессе
выбора профессии - склонностям (Хочу) или способностям (Могу).
Если человеку нравится какой-либо вид
деятельности, то он занимается им в течение большего времени, затрачивая на
него больше усилий, поэтому соответствующие способности могут развиваться и
совершенствоваться. Но верно и обратное. Если человек обладает выраженными
способностями к какому-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и
испытывает большее удовольствие, когда им занимается. Именно поэтому данный вид
деятельности становится для него более привлекательным.