Классный час «Как помочь найти свой путь?»

Цель: обобщить уже полученные знания и представления об огромном и многообразном мире профессий; в игровой форме подготовить учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессий.

          Задачи:

Образовательные:
— расширить знания учащихся о профессиях;
— познакомить с новыми современными профессиями;
— формировать интерес к профессиям;

Развивающие:
— развивать внимание, логическое мышление, память, познавательный интерес, самостоятельность, культуру речи;
— развивать коммуникативные способности при работе в группах;
— развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе;
— активизировать учащихся  к познавательной, творческой  деятельности;

Воспитательные:
— воспитывать любовь к труду; уважительное отношение к людям разных профессий;
— воспитывать уважение к своим товарищам.


План урока

I. Организационный момент:
    Приветствие.
    Психологический настрой на занятие.

II. Вводная часть:

    Обозначение учащимися темы занятия (проблема).

    Эпиграф:
Самый  несчастный  из  людей  тот,
Для  кого  в  мире  не  оказалось  работы.
                                          Тома  Карлейл

О чем пойдет речь на занятии?
Дать название темы.
Чтобы вы хотели еще узнать?

 Целеполагание.
обобщить уже полученные знания и представления об огромном и многообразном мире профессий и  расширить знания учащихся …;

Учитель:  ПРОФЕССИЯ  (лат. Professio, от  profiteor – объявляю своим делом) – вид трудовой деятельности человека, который требует определённой подготовки (соответствующего уровня специальных знаний и умений) и служит, обычно, источником дохода.

Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило,  по окончании школы. Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование (в ВУЗах, на курсах, колледжах), очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей.

Чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности. Познать себя нелегко, профессий тоже много и неправильный выбор может сделать человека несчастным.

Сегодня  на занятии мы поиграем.  У вас есть возможность проявить свои таланты и показать знания о мире профессий. Наступил ваш «Звёздный час».

III. Основная часть (игра):

         Разделимся на 3 команды (даны 3 разрезных картинки с изображением профессий – учащиеся находят свои части и складывают полную картинку). Придумайте названия своим командам. Ознакомление с правилами игры.

          Для того  чтобы игра была плодотворной и полезной начнем с  - «Разминки».

1.    Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть?

2.    Нужно ли приобретать серьезное профессиональное образование или можно и так хорошо прожить?

3.    Кем бы вы хотели стать через 5-7 лет?

4.    Назовите 5-7 основных этапов на пути к своей профессиональной мечте.

5.    Что вы уже сейчас делаете для достижения намеченных целей (кроме того, что учитесь в школе)?

6.    Мотивы выбора профессии?  

Мотивы выбора профессии.








Оценивание

Итак, конкурс 1. «Выбери профессию»

Задание 1. На доске написаны слова: инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик, начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург.

Найдите и выпишите слова, обозначающие профессии.

Подведение итогов с комментариями.

1) Инженер, конструктор, юрист, кассир, дрессировщик, учитель, слесарь, врач – профессии.

2) Директор, помощник юриста, завуч, начальник отдела, главный конструктор обозначают не профессии, а должности.

3) Учитель начальных классов и учитель физкультуры – разные специальности одной профессии – учительской.

4) Терапевт и хирург – специальности профессии врача.

5) Почему дворник и курьер – не профессии? (Потому что не требуют обучения.)

Задание 2.  За 2 минуты составить как можно больше слов из слова ПРОФЕССИОНАЛ. Команда может  использовать одну «звезду» за дополнительную букву. За самое длинное слово команда получает «звезду».

Ответы:  ион, лес, лис(а), нос, оса, фен, фон, офис, сало, сено, соло, сила, слон, посол, просо, спил,  силос, сифон, финал, флора, полено и т.д.

Конкурс 2 «Классификация профессий».

Обращали ли вы внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателям книгу. Найти книгу помогает классификация – правила размещения книг.

На уроках биологии изучается классификация животных и растений, на уроках химии – классификация химических элементов. Классификация – это осмысленный порядок вещей.

Интересно, что еще в XVIII веке известный историк В.Н. Татищев предложил свою квалификацию видов профессиональной деятельности:

нужные и полезные науки (образование, здравоохранение, экономика, право, сельское хозяйство, физика, биология, математика);

увеселяющие науки (литература, искусство);

тщетные и вредные науки (алхимия, астрология, колдовство).

Сегодня, классификация профессий строится по своим законам. В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по разным признакам: по месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе.

Задание 1. «Логиконы» Вашему вниманию предлагается таблица (см. Приложение 1), в которой пропущены некоторые понятия. Вам необходимо определить в какой зависимости находятся понятия, это может быть специальность и место работы, специальность и требование к здоровью, профессия и специальность. Как только, выявите закономерность, вам останется только заполнить пустые графы. В каждом логиконе есть образец, по нему вы и сможете определить закономерность. Время на обдумывание 2 минуты. Каждая угаданная зависимость 1 балл.

Задания для команд к 1-му конкурсу "Логиконы»

(команды выбирают по одному логикону)    

Завод



Стройка

Транспорт

Токарь

Продавец

Медсестра



 

Завод


Школа

Уголовный розыск


Инженер

Врач



Режиссер

 

Инженер

Художник


Спортсмен

Хирург

Знания


Опыт



 

Водитель

Учитель


Продавец

Корректор


Терпеливость

Обходительность



 

Водитель


Строитель


Маляр

Авария

Опасность здоровья


Травмы


 

Автор книги


Художник



Текст

Правка текста


Набор

Печать

 

Завод

Автосервис

Телефонная станция


Аэродром

Инженер



Электрик


 

Школа


Газета

Армия



Психолог


Офицер

Священник

 

Роль

Скульптура


Песня

Коттедж

Актер


Дизайнер



 

Транспорт

Охрана порядка


Больница


Машинист


Сталевар


Артист

 

Инженер

Врачи


Лесники


Физика, математика


Литература


ИЗО

 

Водитель

Строитель



Летчик

Хорошее зрение


Здоровая психика

Физическая сила

 

 

Ведущий


Бармен


Пожарный

Дикция

Выносливость


Чуткость


 


Лаборант

Археолог


Секретарь

Информатика

Химия


География


  

Внимательность

Общительность


Художественный вкус

 

Бухгалтер


Юрист


Психолог


Подведение  итогов. Далее я вам предлагаю вспомнить классификацию профессий по Е.А. Климову.

Перед вами лежат определения профессий, а вы должны  найти соответствующий определению тип профессий. Тип профессии указывает на то,  чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предмет труда могут быть другие люди, техника, информатика, художественные произведения или природа.

Задание 2. Этот тип  включают в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройство, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости. (человек — техника)

Этот тип предполагает профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. От человека в профессиях этого типа требуется высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение. (человек — художественный образ)

Предметом профессий этого типа является другие люди. Профессиям этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности. (человек — человек)

Данный тип включает профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта. (человек — природа)

- Дайте своё определение типу профессий «человек — знаковая система». (Этот тип объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.)

Дополнительный жетон

Задание 3.
— Внимание на экран! Дана профессия и предметы труда. Необходимо определить, и выписать лишний предмет.

Проверка с комментариями для справки.

Для справки:

Брокер — в биржевых торгах он непосредственно представляет интересы клиентов, т.е. по их поручениям он выставляет заявки на покупку или продажу того или иного финансового инструмента.

Бионик — специалист в области бионики (научной дисциплины, связанной с поиском возможностей решения различных инженерных задач на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов).

Клинер — занимается комплексной уборкой офисов, предприятий, складских помещений. За каждую уборочную операцию отвечает соответствующий специалист.

Риэлтер — специалист по сделкам с  недвижимостью. Оценка, купля-продажа, аренда.

Букмекер — (англ. bookmaker) — профессия человека, занятого приёмом денежных ставок и выплатой выигрышей при игре на скачках и бегах, на результаты различных спортивных событий, кроме того возможен прием ставок на исходы политических и культурных событий.

Конкурс 3. «Современные профессии»

2 тур

Задание 1

— Вашему вниманию представлены шесть современных профессий, которые появились не так давно. Вам необходимо соотнести названия данных профессий с их характеристиками.

— Внимание на экран!

Андеррайтер

Маркшейдер

Тестер

Коммивояжёр

Мерчендайзер

Супервайзер

— Слушаем внимательно задание и поднимаем сигнал с номером ответа:

Задание 2
— Сейчас будем говорить не только о современных профессиях, но и о тех, которые уже не существуют или «находятся на грани исчезновения». Вам необходимо поднять карточку-сигнал с номером правильного ответа.

Представители какой профессии в давние времена заменяли врачей?
кузнецы;
алхимики;
цирюльники;
портные.

Кто из перечисленных лиц не работает в художественном музее?
хранитель;
реставратор;
экскурсовод;
ресторатор (занимается ресторанным бизнесом).

Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?
тамада;
конферансье;
диктор;
спикер.

Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?
провизор;
прозектор;
проректор;
продюсер.

Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»?
полотёр;
учитель (сокращение от словосочетания «школьный работник»);
посудомойка;
сторож.

III тур: «ПРОФЕССИИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ»

— Угадайте профессии известных людей

Кем были  по профессии?

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк?
учитель;
врач;
музыкант. (Ответ 1)

Николай Михайлович Карамзин?
врач;
репортёр;
писатель. (Ответ 2)

Антон Павлович Чехов?
врач;
учитель;
музыкант. (Ответ 1)

Александр Сергеевич Грибоедов?
учитель;
дипломат;
историк. (Ответ 2)

Александр Розембаум?
учитель;
врач;
репортёр. (Ответ 2)

Константин Эдуардович Циолковский?
актёр;
учитель;
бухгалтер. (Ответ 2)

Конкурс 4. «Отдел кадров»

Перед вами перечень профессий. Представьте, что вы директор фирмы и дали поручение набрать специалистов для открытия нового кафе (магазина).

Витражист - работает на предприятиях, выполняющих рекламно-оформительские и макетные работы. Под наблюдением автора подбирает стекла по цветам рисунка для изготовления витражей (орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или других материалов, пропускающих свет). Вырезает и изготавливает по чертежам и шаблонам детали из стекла. На бесцветное стекло наносит узор гравированием или травлением. Загружает в печи разрисованные стекла для обжига. Изготавливает формы для отлива толстого стекла. Монтирует и устанавливает витражи, армирует их свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Ресторан

Гипполог - изучает анатомию и физиологию лошадей. Разрабатывает методики и рекомендации по разведению, содержанию, кормлению, улучшению экстерьера (внешнего вида) и использованию лошадей.

Медиапланер - в задачи медиапланера входят, прежде всего, стратегическое планирование рекламной кампании и рекламной деятельности фирмы в целом...

Директор фирмы, магазина

Титестер - Специалист по дегустации (оценке качества по виду, вкусу и запаху) чая.

Ресторан

Фельдъегерь - военный или правительственный курьер для доставки важных, преимущественно секретных, документов.

Аниматор - мультипликатор, художник, рисующий кадры для мультипликационных фильмов. Работник сферы развлечений. Массовик-затейник

Архивариус - на предприятиях и в учреждениях организует хранение и обеспечивает сохранность документальных материалов. Участвует в разработке номенклатуры дел и проверяет правильность ее оформления. Систематизирует и ведет учет дел в архиве. Выдает документы для пользования, а также справки на основе сведений, содержащихся в документах архива.

Бренд-менеджер - менеджер, занимающийся продвижением определенной торговой марки. По-английски brand — «клеймо», «сорт». «Брендом» называется «всемирно известная торговая марка». Выпускать «бренд» - мечта каждой фирмы.

Директор магазина

Гример-пастижер - на киностудиях, в организациях телевидения и радиовещания выполняет по эскизам, описаниям и образцам персонажные и национальные гримы с применением пластических деталей, несложных лепных скульптурных работ (носы, подбородки, скулы).

Логист - выбирает самый удобный и экономичный способ доставки груза по железной дороге, далее он просчитывает, что выгоднее: самому предприятию заниматься транспортировкой или привлечь к этой работе специализированную фирму. Логистик экономит на затратах, оптимизирует их.

Директор

Мерчендайзер - это специалист по продвижению продукции в розничной торговле. Основная его задача — поддерживать положительный имидж своей фирмы, обеспечивать выгодное расположение продукции на магазинных полках, отслеживать ее постоянное наличие в продаже. Он снабжает магазины рекламой, дарит от имени фирмы сувениры.

Директор магазина

Промоутер - специалист по продвижению какого-либо товара или услуг. В его обязанности входит работа с прохожими и посетителями магазинов и предложение им определенного товара. Лучший вариант для промоутера – работа на выставке или презентации. Промоутер может работать как от агентства, так и напрямую от фирмы. Труд промоутера, как правило, оплачивается по завершении рекламной компании из расчета фиксированной суммы за каждый день. Работа промоутера, несмотря на кажущуюся простоту, достаточна сложна. Помимо понятной сложности общения с незнакомыми людьми, присутствует постоянный контроль со стороны, как представителя агентства, так и представителя заказчика. Далее на время проведения рекламной акции, невзирая на перемены погоды, промоутеры должны носить определенную униформу.

Директор магазина

Скорняк - подбирает шкурки, пригодные для изделия, производит расправку, чинку, удаление дефектов, при необходимости - удлинение шкурки, ведет раскрой и удаление дефектных мест с наиболее экономным использованием полуфабриката.

Сомелье – работник ресторана, который отвечает за покупку, хранение и продажу вин.

Стрингер – журналист, первым пребывающий на место происшествия, показывают «правду без купюр»

Трейдер – человек, покупающий или продающий ценные бумаги или валюту с целью получения прибыли от изменения цен.

Конфекционер - продавец, торгующий конфекцией (готовым платьем и бельем).

— Подсчитайте количество заработанных жетонов-«звёзд». Команда-победитель получает приз, все участники игры поощряются сладкими призами. Все учащиеся получают памятку «Как правильно выбрать профессию»

ПАМЯТКА
Для того чтобы сделать правильный выбор, необходимо придерживаться алгоритма выбора профессии:
1. Составить список подходящих профессий.
 Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
2. Выявить, какие профессии пользуются спросом на рынке труда в нашем городе;
3. Составить перечень требований выбираемой профессии.
    Составьте список своих требований:
    выбираемая профессия и будущий род занятий;
    выбираемая профессия и жизненные ценности;
    выбираемая профессия и жизненные цели;
    выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
    выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
    желательный уровень профессиональной подготовки;
    выбираемая профессия и мои склонности и способности;
    желательные содержание, характер и условия работы.
4. Определить значимость каждого требования.
  Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
5. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
  Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
6. Подсчитать и проанализировать результаты.
  Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
7. Проверить результаты.
  Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
8. Определить основные практические шаги к успеху.
    Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

 IV. Итог занятия. Рефлексия.

 —  Вам предстоит подвести итого нашего занятия: что узнали нового на занятии, как работали ваши товарищи, т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

 — По цепочке продолжите предложения, данные на экране, можно дать оценку урока высказав своё мнение одним предложением. Я начну: «Мне понравилась работа …» (перечисляются фамилии и имена учащихся).

 — Я желаю всем вам найти своё место в жизни, выбрать профессию по душе! Спасибо за работу на занятии!