Витражист - работает
на предприятиях, выполняющих рекламно-оформительские и макетные работы. Под
наблюдением автора подбирает стекла по цветам рисунка для изготовления витражей
(орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или других материалов,
пропускающих свет). Вырезает и изготавливает по чертежам и шаблонам детали из
стекла. На бесцветное стекло наносит узор гравированием или травлением.
Загружает в печи разрисованные стекла для обжига. Изготавливает формы для
отлива толстого стекла. Монтирует и устанавливает витражи, армирует их
свинцовой, стальной или пластмассовой лентой.
Витраж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Содержание труда
Помогает
художнику на этапе эскизирования в выборе материалов и техники исполнения,
раскрашивает стекло, подбирает по цвету, наносит рисунок, обрабатывает,
собирает стеклянную мозаику, электропаяльником скрепляет составные части,
монтирует на месте.
Должен знать
Основы
живописи и цветоведения, сорта и виды стекла, специальные инструменты и технику
обработки стекла, красители, работу печи отжига, станка для гравирования,
технологию монтажа витражей.
Профессионально важные качества
художественный
вкус;
чувство
цветовой гармонии;
аккуратность;
терпеливость;
выносливость;
точность
движений рук.
Медицинские противопоказания
дальтонизм;
снижение
остроты зрения;
нарушение
координации движений рук.
Пути
получения профессии
Колледж,
для художников-витражистов - художественные ВУЗы.
С
давних пор витраж использовался в храмах.
В
раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня
(алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.
В
романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные,
большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых
свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего
готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в
огромных стрельчатых окнах, и в так называемых окнах «розах». В эпоху
Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника
выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.
В
России витражи существовали ещё в XII веке, однако они не были характерным
элементом убранства интерьеров русских домов.
Конец
XIX — начало XX века[править | править вики-текст]
В
конце XIX века наступил новый этап в развитии витражного искусства, которое за
короткий период 1880—1910-х годов достигло необычайного расцвета в странах
Европы, Англии и Америке. Благодаря техническому прогрессу в области
стеклоделия упростилось производство листового стекла, были разработаны новые
технологии его окраски, обработки, декорирования. Основные художественные
принципы стиля модерн — графичность контуров, плоскостность рисунка, локально
окрашенные поверхности изображения как нельзя лучше соответствовали природе
витража, набранного из кусочков цветного стекла. Стиль модерн выявил
художественные достоинства техники мозаичного набора, замаскированного в эпоху
эклектики эффектными росписями. Витраж-картина остался в прошлом. В конце
XIX—начале XX века господствует витраж-панно. Это эволюционное превращение не
только кардинально изменило иконографию витражей, но и чрезвычайно расширило
сферу их применения. В эпоху эклектики месторасположение витража в доме было
жестко ограничено рамками оконного проема. Теперь витраж «вышел» из «рамы»
окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем
появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж
«вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных
букв преобразили облик города.
Древняя
техника витража — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — стала активно
использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных
экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после
усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала
применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов —
ламп и светильников самых причудливых форм.